Таро Висконти-Сфорца  — прародитель всех колод

Франческо Сфорца и Бьянка Висконти
Франческо Сфорца

и Бьянка Висконти

Первые внятные исторические свидетельства происхождения карт Таро возвращают нас в Италию 15 века.

Речь идет о колоде Висконти-Сфорца, изготовленной в Милане художником Бонифачо Бембо то ли по случаю коронации кондотьера Франческо Сфорца – 1450 год, то ли в честь 10-летия его свадьбы с Бьянкой Марией Висконти – 1451 год.

Очевидно одно, если бы у Франческо Сфорца что-то пошло не так, карты Таро, какими мы их знаем сегодня, могли и не возникнуть.

Кондотьер – командир наемников, руководитель военных отрядов в Италии 14-16 веков.

Висконти-Сфорца — это простые для понимания карты без эзотерических символов, с картинками в кремовых тонах на золотом фоне. Они не подписаны и даже не пронумерованы. Младшие арканы не имеют персонифицированных иллюстраций, а ограничиваются символами масти.

Таро Висконти-Сфорца, Маг
Таро Висконти-Сфорца

«Маг»

Таро Висконти-Сфорца, Восьмерка мечей
Таро Висконти-Сфорца

«Восьмерка мечей»

Изначально колода состояла из 74 карт, в ней отсутствовали арканы «Дьявол», «Башня», «Рыцарь пентаклей» и «Тройка мечей».

Сейчас часть колоды хранится в Нью-Йорской библиотеке Пиртпонта Моргана, а другая часть находится в итальянском городе Баргамо. Поэтому оригинальное название колоды «Pierpont-Morgan Bergamo Visconti-Sforza» (Пирпонт Морган-Бергамо Висконти-Сфорца). Иногда ее называют «Pierpont-Morgan Bergamo» (Пирпонт-Морган Бергамо) и «Colleoni-Baglioni» (Коллеони-Бальони).

Поговаривают, что предок Бьянки Висконти построил дворец для 500 собак и особое собачье ведомство. Читать

В дальнейшем карты перерисовывались вручную по поводу знаменательных событий миланских правителей 15 века с добавлением двух недостающих Младших аркана. Именно поэтому все версии колоды, а их примерно 14, несколько отличаются друг от друга.

Одна из таких колод — «Brera-Brambilla» (Брера-Брамбилла) – предположительно была изготовлена в 1463 году. Названа в честь Джованни Брамбиллы, купившего ее в Венеции в 1900 году. Эти карты находятся в галереи Брера в Милане.

Другая колода — «Cary-Yale» (Кери-Йель) — датируется приблизительно 1466 годом и хранится в художественной галереи Йельского университета.

А вот два недостающих Старших аркана появились лишь в 20 веке благодаря итальянскому художнику Луиджи Скапини, когда колоду Висконти-Сфорца решили выпустить в печатном виде.

Луиджи Скапини позаимствовал сюжет Дьявола и Башни у Марсельского Таро, лишь несколько изменив изображения. Однако карты Марсельского Таро не похожи на Висконти-Сфорца. Поэтому такое решение едва ли можно назвать удачным.

Луиджи Скапини, Дьявол
Луиджи Скапини

«Дьявол»

Марсельское Таро, Дьявол
Марсельское Таро

«Дьявол»

Луиджи Скапини, Башня
Луиджи Скапини

«Башня»

Марсельское Таро, Башня
Марсельское Таро

«Башня»

В 2001 году болгарский художник Атанас Атанасов полностью восстановил колоду, представив ее в том виде, в каком она должна была выйти из-под кисти художника 15 века. XV и XVI арканы были изменены по образцу карт из коллекции Ротшильдов.

Атанас Атанасов, Дьявол
Атанас Атанасов

«Дьявол»

Дьявол из коллекции Ротшильдов
Дьявол из коллекции

Ротшильдов

Атанас Атанасов, Башня
Атанас Атанасов

«Башня»

Башня из коллекции Ротшильдов
Башня из коллекции

Ротшильдов

Эти карты появились предположительно в конце 15 – начале 16 веков, поэтому более точно соответствуют стилю того времени, когда создавалась колода Висконти-Сфорца.

Ротшильды – европейские миллиардеры, известны огромной коллекцией произведений искусства.

Колода выпускалась под названием «Visconti Gold» и имела заслуженную популярность во всем мире.

Кстати, до сих пор неизвестно, предполагались ли арканы Дьявол и Башня изначально в колоде Сфорца. По мнению одних, карты присутствовали в наборе, но их убрали, так как эти сюжеты были под запретом. На что другие пожимают плечами: «Если карты Дьявол и Башня так пугали чувствительных аристократов 15 века, то почему из колоды не убрали карту Смерть»?

Есть и третье мнение, предполагающее, что карты просто были утеряны, на что указывает отсутствие и двух Младших арканов, ведь их наличие в колоде более чем логично. А так как остальные колоды перерисовывались по образцу, то о двух утерянных Старших арканах художники могли просто не догадываться.

У колоды Висконти-Сфорца есть и другие загадки. Шесть Старших арканов: Сила, Умеренность, Звезда, Луна, Солнце и Мир отличаются по стилю и явно написаны другим художником гораздо позже основной колоды. Что послужило причиной неизвестно. Историкам достались лишь догадки.

То ли владельца не устраивал сюжет первоначальных карт, то ли они были утеряны вместе с Башней и Дьяволом, то ли хозяева карт видели в арканах некий мистический смысл и таким образом пытались изменить судьбу, то ли сюжет карт был излишне политическим и во избежание возможных недоразумений его заменили на другой. Возможно, сюжет карт кого-то шокировал, поэтому их заменили.

А в карте Мир и вовсе нарисована квадратная сетка, когда в остальных диагональная. Несет ли это какой-то смысл или просто каприз художника тоже неизвестно.

Таро Висконти-Сфорца, Мир
Таро Висконти-Сфорца

«Мир»

Таро Висконти-Сфорца, Шут
Таро Висконти-Сфорца

«Шут»

Сегодня «Таро Висконти-Сфорца» — это собирательное название колод Таро, выполненных по образцу оригинальной колоды или ее версий, в том числе и колода восстановленная Атанасовым. Все они используются в гадании наравне со всеми известными картами Таро. За основу толкования часто берут Марсельское Таро, но с оглядкой на традиции и исторические события 15 века.

Когда Франческо Сфорца показывал свой миланский замок, он приговаривал, поглядывая вокруг лукавым прищуром, что всему этому они обязаны роковому топору, застрявшему в дереве. Читать

Также это название используется для дорогих коллекционных и подарочных колод, созданных вручную в стиле старинных итальянских карт тарокки. Как правило, эти карты покрыты сусальным золотом или серебром.

Таро Висконти-Сфорца. Колоды и книги