Таро Висконти-Сфорца — прародитель всех колод
Первые внятные исторические свидетельства происхождения карт Таро возвращают нас в Италию 15 века.
Речь идет о колоде Висконти-Сфорца, изготовленной в Милане художником Бонифачо Бембо то ли по случаю коронации кондотьера Франческо Сфорца – 1450 год, то ли в честь 10-летия его свадьбы с Бьянкой Марией Висконти – 1451 год.
Очевидно одно, если бы у Франческо Сфорца что-то пошло не так, карты Таро, какими мы их знаем сегодня, могли и не возникнуть.
Кондотьер – командир наемников, руководитель военных отрядов в Италии 14-16 веков.
Висконти-Сфорца — это простые для понимания карты без эзотерических символов, с картинками в кремовых тонах на золотом фоне. Они не подписаны и даже не пронумерованы. Младшие арканы не имеют персонифицированных иллюстраций, а ограничиваются символами масти.
Изначально колода состояла из 74 карт, в ней отсутствовали арканы «Дьявол», «Башня», «Рыцарь пентаклей» и «Тройка мечей».
Сейчас часть колоды хранится в Нью-Йорской библиотеке Пиртпонта Моргана, а другая часть находится в итальянском городе Баргамо. Поэтому оригинальное название колоды «Pierpont-Morgan Bergamo Visconti-Sforza» (Пирпонт Морган-Бергамо Висконти-Сфорца). Иногда ее называют «Pierpont-Morgan Bergamo» (Пирпонт-Морган Бергамо) и «Colleoni-Baglioni» (Коллеони-Бальони).
Поговаривают, что предок Бьянки Висконти построил дворец для 500 собак и особое собачье ведомство. Читать
В дальнейшем карты перерисовывались вручную по поводу знаменательных событий миланских правителей 15 века с добавлением двух недостающих Младших аркана. Именно поэтому все версии колоды, а их примерно 14, несколько отличаются друг от друга.
Одна из таких колод — «Brera-Brambilla» (Брера-Брамбилла) – предположительно была изготовлена в 1463 году. Названа в честь Джованни Брамбиллы, купившего ее в Венеции в 1900 году. Эти карты находятся в галереи Брера в Милане.
Другая колода — «Cary-Yale» (Кери-Йель) — датируется приблизительно 1466 годом и хранится в художественной галереи Йельского университета.
А вот два недостающих Старших аркана появились лишь в 20 веке благодаря итальянскому художнику Луиджи Скапини, когда колоду Висконти-Сфорца решили выпустить в печатном виде.
Луиджи Скапини позаимствовал сюжет Дьявола и Башни у Марсельского Таро, лишь несколько изменив изображения. Однако карты Марсельского Таро не похожи на Висконти-Сфорца. Поэтому такое решение едва ли можно назвать удачным.
В 2001 году болгарский художник Атанас Атанасов полностью восстановил колоду, представив ее в том виде, в каком она должна была выйти из-под кисти художника 15 века. XV и XVI арканы были изменены по образцу карт из коллекции Ротшильдов.
Эти карты появились предположительно в конце 15 – начале 16 веков, поэтому более точно соответствуют стилю того времени, когда создавалась колода Висконти-Сфорца.
Ротшильды – европейские миллиардеры, известны огромной коллекцией произведений искусства.
Колода выпускалась под названием «Visconti Gold» и имела заслуженную популярность во всем мире.
Кстати, до сих пор неизвестно, предполагались ли арканы Дьявол и Башня изначально в колоде Сфорца. По мнению одних, карты присутствовали в наборе, но их убрали, так как эти сюжеты были под запретом. На что другие пожимают плечами: «Если карты Дьявол и Башня так пугали чувствительных аристократов 15 века, то почему из колоды не убрали карту Смерть»?
Есть и третье мнение, предполагающее, что карты просто были утеряны, на что указывает отсутствие и двух Младших арканов, ведь их наличие в колоде более чем логично. А так как остальные колоды перерисовывались по образцу, то о двух утерянных Старших арканах художники могли просто не догадываться.
У колоды Висконти-Сфорца есть и другие загадки. Шесть Старших арканов: Сила, Умеренность, Звезда, Луна, Солнце и Мир отличаются по стилю и явно написаны другим художником гораздо позже основной колоды. Что послужило причиной неизвестно. Историкам достались лишь догадки.
То ли владельца не устраивал сюжет первоначальных карт, то ли они были утеряны вместе с Башней и Дьяволом, то ли хозяева карт видели в арканах некий мистический смысл и таким образом пытались изменить судьбу, то ли сюжет карт был излишне политическим и во избежание возможных недоразумений его заменили на другой. Возможно, сюжет карт кого-то шокировал, поэтому их заменили.
А в карте Мир и вовсе нарисована квадратная сетка, когда в остальных диагональная. Несет ли это какой-то смысл или просто каприз художника тоже неизвестно.
Сегодня «Таро Висконти-Сфорца» — это собирательное название колод Таро, выполненных по образцу оригинальной колоды или ее версий, в том числе и колода восстановленная Атанасовым. Все они используются в гадании наравне со всеми известными картами Таро. За основу толкования часто берут Марсельское Таро, но с оглядкой на традиции и исторические события 15 века.
Когда Франческо Сфорца показывал свой миланский замок, он приговаривал, поглядывая вокруг лукавым прищуром, что всему этому они обязаны роковому топору, застрявшему в дереве. Читать
Также это название используется для дорогих коллекционных и подарочных колод, созданных вручную в стиле старинных итальянских карт тарокки. Как правило, эти карты покрыты сусальным золотом или серебром.